Задумывая свой сад, я, безусловно, видела его прекрасным. Он мне представлялся цветущим с весны и до поздней  осени, мощные красивые деревья манили в тень, цветовая гамма радовала глаза, по всему саду вились удобные дорожки, непременно подводя меня к обустроенным местам отдыха и видовым точкам, и, конечно,  никаких сорняков. Но проходили годы, лето за летом, участок уже давно заполнился всякими растениями, копнуть некуда,  а сад мечты, увы, не вырисовывался. Почему – то невысокий кустик оказался на заднем плане, высокий – на переднем  и  ожидаемая нежно – сиреневая дымка не дрожала от свежего ветерка над моим цветником по утрам. Да и вообще напоминал мне мой сад небрежно перемешанные кусочки разноцветной мозаики, а целостная картина никак не складывалась. Любуясь отдельными цветами, приходилось прыгать с кирпича на кирпич, дорожки, если и были, то нечёткие, узкие, и вели неизвестно куда. О сорняках и упоминать не хочется. Почти всегда к осени я должна была признать, что они меня побеждают. Чем же конкретно отличается мой сад реальный от сада мечты? Медленно спускаюсь с крыльца и внимательно оглядываюсь вокруг.

Проблема 1: отсутствие хороших заборов. Решение: или сделать новый забор, или задекорировать имеющийся живой изгородью. Проблема 2: участок не разделён на функциональные зоны, но и садом – студией его не назовёшь. Решение: разбить территорию на отдельные зоны – комнаты и найти способ их разделить. Комнаты должны быть изолированными друг от друга, но расположение их соответствовать логике. Проблема 3: отсутствие удобных дорожек. Поскольку нет функциональных зон – нет и  обоснованных дорожек. Решение: наметить красивые линии дорожек (ведь дизайн – это красивые линии в саду) и выбрать покрытие (мощение, отсыпка, задернение). Проблема 4: отсутствие открытых пространств (газон, водоём, гравийная площадка и т. д.). Решение: соотношение открытых площадок и участков, засаженных высокими растениями, должно быть 2:1,то есть открытых в 2 раза больше, иначе сад будет теневой. Проблема 5: посадки растений бессистемные и  явный перебор ярко – цветущих многолетников. Решение: упорядочить посадки в соответствии с каким – либо принципом подбора растений (экологическим, физиономическим и т. д.). Избавиться от некоторых культур, не соответствующих основной цветовой гамме или по другим причинам. Проблема 6: в цветниках не соблюдается цветовая гармония, куда ни глянь – пестрота, режущая глаз. Решение: выбрать контрастную или монохромную гармоническую цветовую гамму. Проблема 7: отсутствие композиций, выполненных с учётом многоплановой перспективы, все растения высаживаются на первый план. Решение: многоплановая перспектива – это когда передний, средний и задний планы цветника относятся как 1:2:4. Проблема 8: нет фоновых посадок. Решение: высадить изгородь из кустарников – это будет фон для заднего плана цветника, газон – перед цветником. Проблема 9: небрежное оформление пограничных зон между линиями дорожек, газонов, цветников и другими посадками, в том числе и с овощными грядками.  Решение: сделать границы максимально чёткими и ухоженными. Для этого использовать разделительные бордюры, уголки, ленты, а также разделительные канавки.

Да, сад создавался стихийно и без участия ландшафтного дизайнера. Оставить всё как есть? Закрыть глаза на недостатки? А можно ли что – то исправить самостоятельно,  то есть выполнить дизайн, но своими руками? И что для этого надо знать?

Слово «дизайн» в узком смысле означает план, чертёж, проект. Заниматься дизайном – значит заниматься проектировочной деятельностью,  созданием чертежа, проекта чего – либо, в случае ландшафтного дизайна – проекта парка или сада. В более общем понятии словосочетание «садовый дизайн» обозначает не только изготовление чертежа участка, но и создание определённого образа сада в соответствии с теми или иными  представлениями о красивом саде. Каждый садовод  по – своему видит красивый сад и идёт к нему своим путём. Один сделает так, как ему нравится, не оглядываясь ни на что, и будет считать, что только так и красиво. Другой попытается создать свой сад в соответствии с каким – либо стилем и, конечно, этот путь сложнее. А что такое «стиль» в ландшафтном дизайне? Это образ сада, устоявшаяся модель, сложившаяся  в той или иной местности в течение веков. Этот закрепившийся образ красивого сада требует определённой трактовки основных правил и приёмов планировки, расположения дома в саду, обустройства мест отдыха, подбора и размещения растений, мощения дорожек и т. д.

Следовательно, чтобы создать стильный сад, надо, первое, изучить классические стили, суметь «вычленить» отличительные признаки каждого стиля и выбрать подходящее для себя. Во – вторых, создавать свой сад в строгом соответствии с выбранным стилем  и специфические признаки этого стиля должны быть видны. Кроме того, придётся отказаться от многих растений и элементов дизайна, если они не соответствуют данному стилю, даже не смотря на то, что они вам нравятся. Разумеется, не стоит терять разумных ориентиров, ведь ни один классический стиль в полном объёме в своём саду мы воплотить не сможем. Речь идёт только о заимствовании некоторых идей классических стилей, причём, если применяются элементы разных стилей, то участки, на которых эти элементы размещены, должны быть изолированы друг от друга.  

Выбрать стиль не просто, ещё сложнее внедрить идеи понравившегося стиля в проект своего сада и совсем невозможно сделать стильным свой сад, если предварительно не определить его назначение. Так каков же может быть формат сада, созданного на дачном участке площадью в 6 – 8 соток? Огород с небольшим цветником у крыльца; сад отдыха по выходным дням для всей семьи; сад увлечённого цветовода, умеющего  и желающего ухаживать за цветами всеми днями с мая по октябрь; сад – питомник, в котором растения подращиваются, а затем реализуются; сад презентационный, где принимают гостей, где дорого, аккуратно, красиво, но ни хозяев, ни гостей не волнуют сами растения и  уж тем более особенности их выращивания.

 В зависимости от концепции сада и используя некоторые характерные элементы того или иного классического стиля, можно создать на своём участке образ любого сада, в котором будет максимально комфортно всем членам семьи. К сожалению, задача самодеятельного дизайнера усложняется ещё и потому, что в саду, кроме декоративных растений, надо ещё удачно разместить овощные грядки, теплицы, хозяйственные постройки т. д. Да и бюджет почти никогда не позволяет всё сделать быстро и  в соответствии с планом. Но тем интереснее задача.

Валентина Дмитриевна Сидоренко,

руководитель Школы цветоводства,

член клуба «Цветоводы «Красноярья»

Школа цветоводства предлагает диски с лекциями занятий.

Смотри рубрику О школе.